Опасность применения маслозаполненных электродвигателей.

История применения погружных маслозаполненных электродвигателей скважинных насосов.

Первоначально маслозаполненные скважинные электродвигатели применялись исключительно для рынков Азии и Африки в связи с отсутствием у стран этих континентов строгих требований к качеству воды и санитарным нормам.

На данный момент все ведущие мировые производители скважинных насосов и электродвигателей отказались от производства маслозаполненных электродвигателей. Такое производство осталось лишь в Китае и Турции. В последнее время наблюдается тенденция применения таких электродвигателей и в Российской Федерации в связи с появлением на рынке насосов китайского и турецкого производства.

Основная причина распространения маслозаполненных электродвигателей - это их низкая цена по сравнению с их водозаполненными аналогами.

В чем опасность применения маслозаполненных электродвигателей.

 Схема маслозаполненного электродвигателя приведена ниже.

В электродвигателе применяются шарикоподшипники, а внутренняя полость заполнена маслом. При выходе торцового уплотнения из строя внутренняя полость электродвигателя заполняется водой, а масло попадает в скважину. Подшипники качения выходят из строя, что приводит к увеличению потребляемой мощности, перегрузу электродвигателя и повреждению изоляции. Ремонт такого электродвигателя практически невозможен.  Таким образом, данный тип двигателя принято считать одноразовым. Попавшее в скважину масло приводит к ее загрязнению, а также к загрязнению фильтров, трубопроводов и т.д. Одним литром масла можно загрязнить миллион литров воды (тысяча кубометров). Для устранения последствий потребуется:

-        замена фильтрующих элементов,

-        химическая и механическая очистка многокилометровых трубопроводов,

-        бурение новой скважины для возобновления качественного источника водоснабжения,

-        антибактериальная обработка оборудования, так как присутствие масла в воде создает благоприятную среду для размножения болезнетворных бактерий и других микроорганизмов.

Некоторые производители декларируют использование пищевого масла, что якобы не приводит к негативным последствиям в случае поломки торцового уплотнения, но это не соответствует действительности и имеет все те же негативные последствия, что и в случае поломки уплотнения.

Электродвигатели, заполненные пищевым маслом, так же могут перегреться из-за нарушений режимов работы агрегата в скважине или плохого ткачества напряжения. При перегреве электродвигателя происходит разрыв либо торцового уплотнения, либо диафрагмы. При попадании пищевого масла из электродвигателя в скважину, происходит быстрая порча масла, с выделением неприятного запаха. Вода, поднятая из данной скважины становиться горькой и непригодной для употребления в пищу в неочищенном виде.

Также остается проблема герметичности торцового уплотнения. Любое торцовое уплотнение не может быть абсолютно герметичным потому что для обеспечения работоспособности необходимо присутствие минимальных протечек. В связи с этим происходит постепенное замещение масла в электродвигателе водой. Это приводит к попаданию масла в скважину и проблемам аналогичным тем, что происходят при поломке торцового уплотнения. Торцовое уплотнение в любом насосе является наиболее уязвимым элементом, который первым выходит из строя. С учётом тяжелых условий эксплуатации в скважине и присутствию песка срок службы торцового уплотнения будет еще меньше.

Преимущества применения водозаполненных электродвигателей серии ДАП с подшипниками скольжения.

         Агрегаты, оснащенные подшипниками с водяной смазкой, не представляют никакого риска для качества воды. Втулки подшипников скольжения и вал изготовлены из материалов, не подверженных коррозии.

     Профессиональные пользователи насосного оборудования не применяют маслонаполненные электродвигатели для городского водоснабжения. Экономия при закупке может дорого обойтись при эксплуатации.